Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [24]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 133
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Четверг, 16.05.2024, 07:01
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    uralweek.narod.ru
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Как создавали Т-34

     

      Во время войны Т-34 производили на заводах Свердловска (УЗТМ и УТМЗ), Нижнего Тагила (УВЗ). Уральский турбомоторный завод в Екатеринбурге, ныне разделённый на два предприятия, вошёл в книгу рекордов России и СССР: в его цехах производили самый мощный в стране (более 1200 л. с.) автомобильный двигатель, а также рекордное количество моторов В-2, знаменитых "сердец Тридцатьчетвёрки", широко применявшихся в народном хозяйстве страны ещё долгие десятилетия после Великой Отечественной. Об истории их создания наш рассказ.

     

    Часть 1

    ЧЕЛПАН: СЕРДЦЕ Т-34. ДЕЛО № 09042

      Будущий конструктор танкового мотора Константин Федорович Челпан родился 27 мая 1899 года в селе Чердакли, недалеко от Мариуполя. Многодетная греческая семья занималась земледелием, отец был хорошим плотником и построил в приазовских степях дом из деревянных пластин под железной крышей. Константин был способен к наукам: окончил школу, Мариупольское реальное училище, поступил в Харьковский технологический институт, еще будучи студентом, К.Челпан вступил в партию большевиков. Отец, Федор Челпан, к тому времени отказался вступать в колхоз, и его крепкое хозяйство у многих вызывало зависть. В результате его арестовывают по обвинительному заключению по статье «Контрреволюционная пропаганда против советской власти», следует ссылка в Архангельскую губернию на пять лет, затем он будет расстрелян. В 1928 году Константин Челпан на Харьковском паровозостроительном заводе возглавил конструкторские работы по созданию уникального мотора В-2.

      Специалист по дизелям А. Дровотенко писал, что Константин Челпан, будучи в заграничных командировках, на заводах Германии, Англии, Швейцарии, тщательно изучил производимые двигатели внутреннего сгорания. Он сделал вывод о том, что дизельный двигатель намного экономичнее карбюраторного, кроме того, дизельное топливо не так легко воспламенятся, как бензин, и будет менее пожароопасен в бою. В Харькове К. Челпан в своем конструкторском бюро вместе с коллегами, лучшими советскими научными кадрами по дизелестроению, продолжает разработки конструкций двигателей внутреннего сгорания (он уже тогда был нездоров и лечился в больнице от туберкулеза легких). Опытный образец мотора заработал на испытательном стенде Харьковского паровозостроительного завода 28 апреля 1933 года. На быстроходный танк БТ-5 вместо авиационного (М-5) установили новый мотор, и он пошел под громкое ликование создателей. В 1934 году мотор ставят на тяжелый артиллерийский тягач «Ворошиловец», а затем - на два танка БТ-5 и направляют для участия в ноябрьском параде на Красной площади в Москве. Специалисты напишут о новом двигателе для Т-34: «…в мировой практике дизелестроения не было аналогов для создания на заводе танкового дизеля, мастерство и смелость в конструкции – на грани нахальства, но задача была решена блестяще…».

      Вскоре последовало постановление ЦИК СССР наградить Константина Челпана орденом Ленина с присвоением звания Главного конструктора завода по моторостроению. Однако времена были тяжелые. Константин Челпан был арестован. Ему предъявили обвинения по статьям 54-6, 54-7, 54-9, 54-11 УК УССР – шпионаж, террор, диверсия в особо отягчающих размерах. Коллеги К.Челпана также были арестованы и судимы как «участники антисоветского военного заговора вредительской организации в военной промышленности». На следующий день после его ареста, 16 декабря 1937 года, К. Ф. Челпана исключают из членов ВКП(б) как «активного участника троцкистско-бухаринской группы, как организатора вредительской группы на заводе, срывавшего правительственные задания по дизелестроению». Следствие по «делу Челпана» ставило задачу уличить «преступника», выжать из него мнимое «признание» – такова была практика тех лет. На пятый день ареста Константин Федорович Челпан «чистосердечно раскаялся» в своем совершенном преступлении. Каким образом это делалось, тоже теперь известно: обычно применялись пытки, угрожали расправой над семьей. На восьмой день ареста К.Челпан своей рукой пишет: «Я был завербован в греческую контрреволюционную организацию односельчанкой Фаиной Георгиевой Джигиль и получил от нее задание по вредительству. 27.XII.37 г.». Эту односельчанку не нашли, так как показания о «греческой операции» были сфабрикованы. В конце допросов К. Ф. Челпан все же находит в себе силы отвечать: «Нет, задания не получал», «никого не вербовал…». Выписка из протокола № 37 решения наркома Внутренних дел СССР, Генерального комиссара госбезопасности тов. Ежова и Прокурора СССР тов. Вышинского от 04.02.1938 года говорит о вынесенном приговоре – «Челпана Константина Федоровича расстрелять».

      Как было на самом деле, теперь уже не узнать. Однако жене было сообщено, что он умер 16 мая 1942 года от порока сердца 6 августа 1956 года. Позднее военной коллегией Верховного суда СССР Константин Челпан был реабилитирован. После ареста Константина Челпана, приговоренного к расстрелу в феврале 1938 года как «организатора вредительской группы на заводе», главным конструктором дизельного завода стал Т. П. Чупахин, а М. П. Поддубный – заместителем главного инженера по доводке танкового дизеля В-2. В апреле 1938 года уже были проведены 100-часовые ходовые испытания дизеля на толстобронном танке А-20, а в мае 1939 года – государственные ходовые испытания двух танков Т-32 на гарантийный срок в условиях пересеченной местности. Танк с дизелем мчался, словно табун лошадей. И после последних двух государственных испытаний двигателей В-2 танк был рекомендован для серийного производства. С 1941 по 1946 год Т.П.Чупахин становится главным конструктором завода № 76 (позднее - турбомоторном) в Свердловске, куда эвакуируют Харьковский завод. Здесь оперативно начинается производство дизель-моторов для танка Т-34, который снискал себе хорошую славу во время Великой Отечественной войны. С 1946 года Чупахин снова на научно-исследовательской работе — к.т.н., доцент, заведующий кафедрой общего машиностроения МФТИ. Инженер-полковник Т.П.Чупахин был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, дважды получал Сталинскую премию.

     

    Часть 2

    Родитель танка Т-34 Михаил Кошкин

      Яркая, но короткая жизнь Михаила Ильича Кошкина, создателя известного танка Т-34, являет пример служения одной идее. Ради нее он четко строил свою судьбу и прошел по нелегким дорогам поражений и открытий. Бедный крестьянский сын, родившийся в 1898 году, в десять лет оказался в Москве и сумел себя прокормить, устроившись на кондитерской фабрике и проработавший там в течение десяти лет. В Первую Мировую войну Кошкин воевал в пехоте, позднее служил в Красной армии, на бронепоезде. Кошкин везде интересовался техникой. Затем работал на заводе «Красное Сормово», где стали выпускать первые советские танки. Но, увы, эта работа была не долгой, и в 1924 году его направили в Вятку, командовать кондитерской фабрикой. Но Кошкин мечтал стать военным инженером. Он написал известному партийному лидеру Сергею Кирову и в числе парттысячи был направлен для учебы в Ленинградский технологический институт. Преддипломную практику проходит в ОКБ при Ленинградском заводе опытного машиностроения, а после поехал по направлению на Харьковский паровозостроительный завод. Кошкин, уже имевший опыт танкостроения в Ленинграде, возглавил там заводское КБ по танкам.

      Время было тяжелое. Репрессиям подвергались специалисты за любой срыв сроков и некачественную работу. Предшественника, Афанасия Фирсова, перед этим расстреляли. Но Кошкин был одержим идеей довести до массового производства модель колесно-гусеничного танка, защищенного серьезной противоснарядной броней с большой пушкой. Сталину понравилась инициативность инженера. Кошкину позволили развивать свой вариант танка. В декабре 1939 года два опытных образца А-32 получили название Т-34. Но для полноценных испытаний для демонстрации надежности у танков должен быть приличный пробег. И в марте 1940 года из Харькова в Москву отправились две тридцатьчетверки в семидневный пробег до столицы.. За рычагами одной из них сидел сам Кошкин. Сталин лично осматривал прибывшие машины на Красной площади, и они были рекомендованы для немедленного производства.

      Пробег из Харькова до Москвы и обратно сильно подорвал здоровье Михаила Ильича Кошкина. Он заболел пневмонией и в сентябре 1940 года Харьковский завод провожал в последний путь Михаила Кошкина. Он умер за 9 месяцев до начала Войны, но составил после себя самый совершенный танк грядущих сражений. Михаил Ильич Кошкин за разработку опытной модели танка получил орден Красной Звезды, Сталинскую премию и звание Героя Социалистического Труда посмертно.

      Это лишь небольшая история из многомиллионной плеяды людей, отдавших свои жизни, но не сломившихся в борьбе с красно-коричневым фашизмом как по ту, так и по другую сторону линии фронта.

    Людмила Матвеева

    Категория: Мои статьи | Добавил: писатель (11.12.2020)
    Просмотров: 126 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    "Uralweek.ucoz.ru" © 2024
  • Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
  • При использовании материалов сайта ссылка на адрес URALWEEK.UCOZ.RU обязательна.
  • Вступайте в нашу группу "В контакте"
  • Бесплатный конструктор сайтов - uCoz