После войны в парке им Маяковского в Свердловске, где формировался Уральский мотобатальон, вначале была установлена мемориальная доска, а затем появился первый, а затем и второй вариант памятника разведчикам - мотоциклистам. Содействие в этой работе оказала бывшая радистка мотоциклетной роты разведывательного батальона Надежда Алексеевна Кириллова. В 17 лет девушка ушла на фронт и прошла с корпусом путь до Берлина и Праги. Ветеран часто встречалась с молодежью с рассказами о боевом пути мотобатальона. 7 мая 1995 года уже в Екатеринбурге был установлен новый памятник - «Разорванное колесо» (арх. Г. Голубев), спицы которого символизируют лучи славы. По внутреннему ободу колеса мчится мотоциклист, за ним изображен момент боя. На внешнем ободе – фамилии 133 разведчиков под названиями операций, которые стали для них последними, и военный адрес батальона: «Полевая почта 51123».
С июня 2004 года в г. Ирбите Свердловской области был открыт для посетителей музей мотоциклов. Славу ему принес Ирбитский мотоциклетный завод. В годы войны он был эвакуирован из Москвы на Урал, где и остался. Ирбитский мотоциклетный завод произвел более 3 миллионов мотоциклов. В музее представлены и 30 зарубежных мотоциклов от всемирно известных фирм. Ирбитский музей мотоциклов показывает посетителям всю историю развития отечественного мотоцикла: от первого М-72 с пулеметом до современного «Волка». Четверо жителей Ирбита занесены в Книгу рекордов Гиннеса за рекорды, установленные на мотоциклах «Урал». Еще в 1992 году Константин Матвеев проехал по городскому стадиону без остановок с поднятой боковой коляской 8 часов 14 минут. Другой ирбитчанин, Владимир Глухих, проехал на мотоцикле задним ходом, не останавливаясь, 8 часов 47 минут. Затем Анатолий Бикишев и Александр Буланов, поочередно меняясь на ходу и заправляя по ходу движения бак бензином, проехали на мотоцикле «Урал» с поднятой коляской 24 часа. Пробег за это время составил 1014 километров. Известно, что маршал Г. К. Жуков в свое время был избран жителями Ирбита депутатом Верховного совета СССР. В Ирбите установлен трехметровый бронзовый памятник маршалу победы.
Экскурсия по музею Ирбитского мотозавода
В феврале 1943 года на территории Октябрьского района Свердловска был сформирован 88-й отдельный мотоциклетный батальон, который вошел в состав 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса. Первым командиром стал капитан Георгий Адамович Красильников. В его состав входили следующие подразделения: взвод управления на мотоциклах с радиостанциями, две мотоциклетных и бронетранспортёрная рота, миномётный и взвод мотопехоты, истребительно-противотанковая батарея, медсанчасть, службы ремонтная, химическая, боепитания, снабжения горюче-смазочными материалами, хозяйственный взвод. К марту 1943 года в городе Ирбит были изготовлены 60 боевых машин «М-72» для разведывательного батальона Уральского добровольческого танкового корпуса. Уже осенью батальон за боевые заслуги получил звание гвардейского. За плечами гвардейцев - боевой путь от Орла до Берлина и Праги. Тремя орденами – Красной Звезды, Александра Невского и Богдана Хмельницкого – награжден мотоциклетный батальон разведчиков за выполнение боевых заданий и удостоен наименования «Пражский». Он был переименован в 7-й гвардейский отдельный мотоциклетный батальон УДТК. Командиром был назначен майор Н. П. Беклемишев. За период с 1943 по 1945 годы Верховным Главнокомандующим разведбату было объявлено 14 благодарностей за успешные боевые действия. За выполнение заданий по разведке противника воинам разведбата вручены 1632 правительственные награды. Три воина батальона: Илья Дмитриевич Другов, Семён Васильевич Смирнов, Василий Тихонович Стригин стали кавалерами орденов Славы трёх степеней. В боях на фронте погибли 133 разведчика батальона. Моторазведбатальон успешно орудовал «черными ножами», изготовленными на Златоустовском заводе - фашисты приходили в ужас от упоминания этого подразделения. ».
Мила Матвеева
На фото - экспонаты музея в г. Ирбите
|