Wing
of Change
Увлеченный
европейским «кольцом», я долгое время не брался за американские «овалы».
Разнообразие трасс Старого Света требовало времени и усидчивости. Ну что такое
американский трек, думал я – две прямых и два виража? - Даже и времени тратить
не стоит!
И вот когда я изучил Европу
настолько, что стал узнавать по кратким телесюжетам место действа, что стал
различать стили вождения на одной и той же трассе в разных классах машин и что
наконец устал там побеждать до перегрева компьютера, я подумал, что очевидно
настало время сменить обстановку. И тут среди порядком поднадоевших кип дисков
различных Формульных серий с, заметьте, почти одними и теми же кольцевыми
трассами, я наткнулся вдруг на Indy Car Series. Вот он! – подумал я.
Долгожданный
Wing
of
Change.
Как же раньше я ошибался,
считая асфальтовый трек легкой прогулкой. «Одни и те же овалы?» - Да ничего
подобного! Каждая из множества* американских трасс отличается друг от друга не
меньше, если не больше, чем европейские. А «овал» - такая же нарицательная
условность, как и «кольцо». И опыт здесь нужен, чтобы гоняться, и аппараты
соответствующие.
Неслучайно же Европа,
поэкспериментировав с модным веянием американских треков, навеянным экспансией
почти победившего Формулу Один чемпионата
CART,
поняла, что наскок тут (как и американцев на Европу) неуместен, и от греха
(венцом которого стала трагедия с Алексом Занарди на Лаузитцринге в Германии)
подальше решила про треки забыть. На самом деле американские треки разнообразны
почти настолько же, насколько разнообразны геометрические фигуры, впервые
нарисованные малолетним карапузом. Тут вам и прямоугольники с закруглениями, и
эллипсы, и круги, и еще множество неправильных фигур, большая часть которых еще
не изучена математиками. А ведь у виражей американских треков есть еще и уклоны
(у российских треков, к слову уклонов нет), и все они тоже самые разнообразные
как в продольном, так и поперечном профиле. Я уж о протяженности треков не
говорю – от коротких «велосипедных» до марафонских «ипподромных».
Наивный «европеец», я решил
на первой же трассе совершить блицкриг. Как же жестоко я ошибался, когда ждал от
нее каких-то закономерностей (зачем же тогда Америка славится своими Законами?).
Разогнавшись на прямой и обогнув первый вираж, я положился на закон симметрии,
но какой-то другой закон приложил меня к бетонной стене на скорости примерно в
300 километров в час (к англо-американской системе мер я все-таки не прибегаю
просто потому что большинству людей в мире она известна настолько же, насколько
и корейский язык).
Потом я разбивал еще не один
болид, причем самыми разными способами, пока наконец не нащупал тонкую линию
идеальной траектории. В общем-то в компьютерной игре Indy Car Series такая линия
желтого цвета (как и на многих, но не на всех, симуляторах Формулы 1**)
устанавливается как опция для облегчения освоения трассы. Но во-первых помимо
траектории здесь нужно еще и правильную скорость держать, а во-вторых, как я уже
писал в своих обзорах других гоночных симуляторов, легких путей я никогда не
искал и всегда максимально старался приблизить условия к реальным.
А в-третьих, эти веселенькие
названия гонок – «Название города с циферкой на конце»! Оказывается эти
циферки измеряют протяженность гонки все-таки в неведомых милях, а эти мили
все-таки немного побольше километров. А нам-то, простодушным, все кажется, что
одна миля – это километр с хвостиком (а хвостик – это наверное чуть меньше или
больше ста метров). И три мили – это три километра с тем же хвостиком, и пятьсот
миль – это пятьсот километров с тем же хвостиком (наверно чуть меньше ста
метров)***.
Жестокие все-таки люди –
изобретатели гонок. Это все равно что к названию какой-нибудь пытки приделать
какую-нибудь каверзную издевку, например: «200 миль виселицы», или «24 часа
электрошокера». Но французы хотя бы в названиях своих «гильотин» используют
понятную систему мер, а вот американцы свои «электрические стулья» окутывают
завесой англоязычной таинственности, поэтому мчась по треку, никогда не знаешь,
когда же эта пытка закончится.
Должен признаться и в том,
что к моменту, когда я решил испытать симулятор Indy Car Series, я уже несколько
лет как отвык от заднего привода – формульные симуляторы успели мне надоесть, а
после того, как я сменил вазовскую «копейку» на «Ладу-Самару», в них отпала и
практическая необходимость. Воспитанный, как заднеприводник, я помнил, что мне
требовалось время, чтобы научиться вождению переднеприводных машин. Теперь
требовалось некоторое время, чтобы вспомнить старые навыки. Я попробовал
несколько трасс в режиме одиночной гонки (а есть конечно же полноценный
чемпионат). При этом я впервые использовал довольно простую хитрость – как
только на какой-то трассе возникали непреодолимые, как мне казалось проблемы, я
переходил на другую. Здесь нужно сделать скидку на то, что мной двигала как
жажда новых географических открытий, так и желание голодного койота (был в 1967
году болид-победитель «Инди-500» с таким названием) поскорее понять неведомую
мне доселе гоночную серию, да и почему бы иногда не воспользоваться
преимуществами симулятора. А впрочем поджимал еще и жуткий цейтнот, о котором я
скажу ниже.
Наконец путем проб и ошибок
я добрался до своего первого финиша. Увлекшись, я стал раз за разом гонять по
полюбившейся и становящейся все легче и легче трассе (честно сказать, уже и не
помню ее названия, как и других нюансов, было это давненько - кажется,
протяженность ее была небольшая, всего-то миль 200), пока наконец не одержал
здесь свою первую победу. «Ну, теперь я дока!» – подумал я, и решил, что враз
выиграю чемпионат. Однако, как оказалось, весь мой «опыт» одного трека
малопригоден для остальных. Разве что в том, что вновь обнаруживаются «сюрпризы»
- заносы, бетонные стены и довольно неприятные травяные газоны, на которых болид
легко уносит обратно на лужайку перед
Warm
Up
(при этом больше жалеешь не машину, а аккуратно подстриженный газон). Все треки
абсолютно разные. Да тут еще этот парень (Cole
Trickle,
наверное – спасает меня иногда просмотренный когда-то культовый фильм «Дни
грома»****) на красной машине постоянно тебя обгоняет на вираже, там, где
казалось, быстрее ехать невозможно (опыт бетонных стен уже имеется).
Так постепенно я и сам не
заметил, как этот симулятор меня зацепил. Я стал поздно ложиться спать (ведь я
уже говорил, что эти гонки довольно продолжительные – это почти что «эндюранс»
на американский лад), торопился быстрее уйти с работы. Положение осложняла моя
работа – я мог гоняться только по вечерам. Да еще и зритель появился –
каждый день мой маленький племянник молча садился на колени и часами наблюдал за
сражением единственного русского с американцами.
Мало было занять поул-позишн
на старте, чего я стал добиваться довольно часто на разных трассах, надо было
еще удержать первую позицию до финиша. Треки были разной конфигурации, гонки
разной продолжительности, была тут знаменитая «Дайтона», а еще и великая «500
миль Индианаполиса» - одна из самых сложных в серии. Здесь я просто обязан был
победить. Должен признаться, что я покорил ее не с первого раза. Поднявшись на
эту вершину среди одиночных гонок, я уже полностью переключился на чемпионат,
посчитав, что это лучший способ узнать Америку.
Данный способ познания
конечно же отнимает много времени, но Слава Богу, иногда, когда я уходил поесть,
меня стал подменять мой 5-летний зритель, благо, что он уже получил небольшой
опыт в гонках Indy Car Series на двоих с разделенным монитором (очень интересная
опция на нескольких игроков, которую я впервые попробовал в симуляторе
«Мастер-Ралли») – такая функция есть и в этом симуляторе.
Обычно при описаниях
гоночных симуляторов я стараюсь сравнивать их с реальными гонками, если в данной
дисциплине у меня имелся хоть какой-то реальный опыт. И в Indy Car Series этот
опыт мне вновь пригодился, правда со скидкой на сезон. Искушенный любитель
мирового автоспорта возможно обратил внимание на то, что у русских и
американских гонок, как и у русских и американских горок, есть по крайней мере
три общие черты - самые массовые автогонки по обе стороны океана проводятся 1е -
на овальных треках, 2е – на сток-карах, причем большинство из них 3е - в
направлении против часовой стрелки.
Правда есть и отличие –
одно, зато какое! Американские проводятся летом на асфальте, а русские – зимой
на льду. В моем конкретном случае было и еще одно отличие – в Indy Car (да и в
NASCAR)
гоняют на машинах с задним приводом, а я большинство своих трековых гонок провел
на переднеприводной вазовской «восьмерке». Впрочем свою первую «зимнюю»*****
трековую гонку, если не считать тренировок на картинге в 80-е в Кировграде, я
провел в 90-е на «копейке» 1972 года выпуска на Шувакише, где кстати «с листа»
взял третье место, оказавшись еще и лучшим среди заднеприводников и получив то
ли почетный, то ли шутливый приз «За самый древний автомобиль» (при том, что был
самым молодым участником).
Незабываемое ощущение
от Indy Car Series возникает при езде в виражах (иногда кажется, что на
некоторых американских треках они достигают уклона в 45°) – слабонервные могут
здесь ехать в самом низу поближе к травке, где дорога практически
горизонтальная, мастера – по апексу, который обычно находится где-то в середине
уклона. Ну а тем, кто хочет испытать побольше экстрима – путь наверх, где иногда
кажется, что едешь почти вертикально. Правда до бетонной стены уже считанные
миллиметры, и выход из такого виража требует специальной техники и опыта, причем
чем выше забрался – тем труднее «спуститься». Переход от «вертикали» к
горизонтали зачастую очень резкий и можно попросту взлететь.
Зато наверху виража
вспоминаешь детство – как ребенком приходил на шапито «Гонки по вертикали» и
передвижной зоопарк, которые приезжали в наш маленький городок. Вспоминаешь все
эти запахи диких животных, треск спортивного мотоцикла и повязку на глазах
каскадера. Ну а главный практический вывод, который выносишь для себя от
описанного симулятора – гонка по треку с переменным поперечным профилем требует
особого стиля езды, который вырабатывается многими и многими километрами (в
данном случае – милями) соревнований. И нужно снять шапку перед теми, кто делает
это в «реале» на скорости порядка 300 миль в час. За исключением данной
специфики в остальном Indy Car Series очень близок к симуляторам «Формул»,
прежде всего к Формуле 1. По крайней мере ни в чем им не уступает.
Да простит мне читатель все
ностальгические отступления, но возможно именно они частично объясняют то, что я
довольно скоро стал-таки «виртуальным чемпионом» Indy Car Series. Все же его я
выиграл быстрее, чем чемпионат Формулы 1, но здесь для каждого видимо
индивидуально. Теперь я понимаю, почему, без сомнения великие «европейцы»
Эмерсон Фиттипальди, уже упоминавшийся Алекс Занарди и Компания вновь «открывали
Америку», имея за плечами солидный «багаж» знаний европейских гонок. Правда
удивляюсь, почему в моем почти безграничном (более сотни)
CD/DVD-каталоге
гоночных симуляторов до сих пор отсутствует серия
NASCAR.
Alexey Matveev,
test-gamer
* Под «множеством» в мировых
гоночных сериях, таких как Формула 1 или Формула «Инди» с некоторых времен
(начиная с 70-х годов прошлого века) принято считать число, равное 16±2 гонок (и
соответственно трасс) за сезон. Т. е. множество Америки оказалось сопоставимо
множеству Мира. Впрочем, в последние годы Формула 1 увеличило значение своего
множества до 20. В других гоночных сериях и странах максимальное количество
гонок в сезоне варьируется от 8 до 14±2. В России еще со времен СССР множество
трасс не превышало число 4±1. Причем это не упрек нашим строителям – русские
инженеры способны создавать трассы ничуть не хуже остальных. Вся проблема в
организаторских способностях наших чиновников, поскольку даже при минимальном
количестве специально построенных гоночных треков возможно возводить временные
городские, и не только в Сочи, но и по всей стране.
** Вспомогательная линия
идеальной траектории (я иногда называю ее «рельсой», а болид, движущейся по ней,
соответственно «трамваем») имеется также, если не касаться здесь мотосимуляторов,
например в компьютерной игре «Формула 1 Максимальное ускорение». По причине,
описанной выше в скобках, данная функция, к счастью для меня (и согласен, к
несчастию многих, главным образом новичков) имеется далеко не во всех гоночных
симуляторах, в том числе – далеко не во всех симуляторах Формулы 1.
*** 1 километр = 0,62137
мили. Соответственно, 1 миля = 1,60934 км.
****
Days
of
Thunder
– голливудский фильм про гонки на американских треках, в главных ролях Том Круз
и Николь Кидман. Речь в нем правда идет не о гонках на «формулах», как в серии
Indy Car Series, а на сток-карах, как в
NASCARе.
По этой причине логичнее было бы упомянуть фильм «Гонщик» с Сильвестром
Сталлоне, где как раз гоняется Indy Car. Однако, когда упоминают про
американские овалы, в памяти всплывают почему-то «Дни грома» – может просто было
сыграно талантливее. Как-нибудь я посвящу отдельную статью фильмам про гонки.
***** Слово «зимняя» взято в
кавычки, потому что гонка в поселке Шувакиш была анонсирована таковой,
проводилась в конце февраля (то есть зимой) и была посвящена, если не ошибаюсь,
Дню защитника Отечества. Это в общем-то была рядовая зимняя трековая гонка из
множества других подобных, проводившихся в то время в Свердловской области.
Место соревнований было традиционным – площадка бывшего Шувакишского рынка под
Екатеринбургом. За неделю до соревнований овальный трек традиционно готовили с
помощью дорожной спецтехники, а ближе к выходным там начинались тренировки
участников. Я, признаться, в тренировках не участвовал не только из-за
недостатка средств, но и из-за ветхости машины, поскольку был риск, что мой
ВАЗ-2101 самых первых годов выпуска до самой гонки просто не доживет, а я, как
сейчас помню, очень хотел участвовать в своей первой официальной трековой гонке.
К тому же у меня на передней оси стояла летняя резина (это был легендарный
GoodYear,
побеждавший тогда и в Ф1) на обычных дисках, а на задней оси осталось довольно
мало шипов (это были российские шины, которые были настолько тяжелы, что не
спасали даже литые диски). Однако неожиданно в день гонки выглянуло первое
весеннее солнце, растопив лед до асфальта и превратив гонку из зимней в
дождевую, так как показавшийся из-под растаявшего снега асфальт стал мокрым. Это
спутало карты всем участникам, а мне, как впоследствии и в картинге, помогло
показать неплохой результат. Гонка не была любительской, хотя в ней участвовали
и любители (помню, как некоторые из них крестились перед стартом).
Профессиональный статус гонки поддержали ряд известных свердловских гонщиков,
как например КМС Илья Елизаров из того же клуба, что и я – ДЮСТАМШ. У нас на
Сортировке он носил прозвище «Шумахер». За призовое место я получил оплетку на
руль в красивой китайской упаковке, она была с пупырышками – чтобы руки не
скользили. Если бы у меня был компьютерный руль (и он бы подошел по размеру), я
бы одел этот чехол из кожезаменителя на него. А на моей «копейке» стоял
маленький гоночный руль, и этот чехол не подходил к нему по диаметру. Так что
тот приз мне так и не пригодился.
|